Эконовости О компании Издания и
проекты
Авторам Реклама Подписка Контакты Архив Полезные
ссылки
       
 
№6, 2020: Раздел 4. Геоэкология

<< Содержание номера
<< Архив


[RUS] / [ENG]
Раздел 4. Геоэкология
В. В. Зуев, Д. П. Мордус, А. В. Павлинский, Е. С. Савельева. Региональные особенности обледенения воздушных судов
Стр.93-99
https://doi.org/10.24412/1728-323X-2020-6-93-99


В.В. Зуев, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук (ИМКЭС СО РАН), [email protected], Томск, Россия
Д.П. Мордус, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, Институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук (ИМКЭС СО РАН); синоптик 1 категории, Западно-Сибирский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Авиаметтелеком Росгидромета», [email protected], Новосибирск, Россия
А.В. Павлинский, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, Институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук (ИМКЭС СО РАН), [email protected], Томск, Россия
Е.С. Савельева, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник, Институт мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук (ИМКЭС СО РАН), [email protected], Томск, Россия

Regional aspects of aircraft icing
V.V. Zuev, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, PhD (Physics and Mathematics), Dr. Habil, Professor, Chief Researcher, Institute of Monitoring of Climatic and Ecological Systems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMCES SB RAS), [email protected], Tomsk, Russia
D.P. Mordus, PhD (Physics and Mathematics), Researcher, Institute of Monitoring of Climatic and Ecological Systems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMCES SB RAS); weather forecaster of the 1st category, West Siberian Branch of Aviamettelecom Roshydromet, [email protected], Novosibirsk, Russia
A.V. Pavlinskiy, PhD (Physics and Mathematics), Researcher, Institute of Monitoring of Climatic and Ecological Systems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMCES SB RAS), [email protected], Tomsk, Russia
E.S. Savelieva, PhD (Physics and Mathematics), Senior Scientist, Institute of Monitoring of Climatic and Ecological Systems of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (IMCES SB RAS), [email protected], Tomsk, Russia

Аннотация. Обледенение является одним из наиболее опасных метеорологических явлений для авиации. Обледенение воздушного судна происходит в результате отложения льда на его поверхности при кристаллизации переохлажденных капель воды в условиях отрицательной или слабоположительной температуры воздуха. В работе на основе данных бортовой погоды за 2012–2018 гг. исследуются региональные особенности возникновения обледенения воздушных судов в районе аэродромов Новосибирска, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону. В частности, рассмотрена повторяемость и интенсивность обледенения воздушных судов в исследуемых регионах в зависимости от формы облачности и температуры воздуха. Наибольшее количество сообщений об обледенении за период с 2012 по 2018 гг. поступало от воздушных судов в районе аэродрома Новосибирска. Основным фактором, определяющим частоту возникновения обледенения, являются климатические условия аэродромов. Наибольшее количество случаев обледенения в районах рассмотренных аэродромов, включая сильное обледенение, отмечалось при фронтальной облачности, а именно: при сочетании слоисто-кучевой облачности с высоко-кучевыми и перистыми облаками. В районах аэродромов Новосибирска и Ростова-на-Дону обледенение ВС наблюдалось, в основном, при отрицательных температурах на уровне земли, а в районе аэродрома Санкт Петербурга в большинстве случаев – при положительных приземных температурах.
Abstract. Icing is one of the most dangerous meteorological phenomena for aviation. Icing of an aircraft occurs as a result of the deposition of ice on the aircraft surface due to crystallization of supercooled water droplets in conditions of negative or weakly positive air temperature. Based on Due to the data of weather aircraft crew reports for 2012–2018, the paper examines regional features of aircraft icing in the area of the airfields in Novosibirsk, Saint Petersburg and Rostov-on-Don. In particular, the frequency and intensity of aircraft icing in the studied regions are compared depending on the clouds type and air temperature. The largest number of icing cases reported over the period from 2012 to 2018 was registered in the area of Novosibirsk airfield. The main factor determining the frequency of icing is the climatic conditions of the area. The greatest number of icing cases in the areas of the considered airfields, including heavy icing, was observed in frontal clouds, namely, in a combination of stratocumulus clouds with altocumulus and cirrus clouds. Icing was observed mainly at negative surface temperatures in the areas of Novosibirsk and Rostov on Don airfields, and at positive temperatures in most cases in the area of the airfield of Saint Petersburg.
Ключевые слова: обледенение воздушных судов, облачность, температура воздуха, интенсивность обледенения, климатические условия.
Keywords: aircraft icing, cloud cover, air temperature, icing intensity, climatic conditions.

Библиографический список
1. Степаненко В.Д. Вероятность и интенсивность обледенения самолетов. – СПб.: Изд. ГГО, 1994. – 99 с.
2. Приходько А.А., Алексеенко С.В. Обледенение аэродинамических поверхностей: условия возникновения и методика расчета // Авиационно-космическая техника и технология. – 2012. – Т. 93, № 6. – С. 37–47.
3. Позднякова В.А. Практическая авиационная метеорология. – Екатеринбург: Уральский УТЦ ГА, 2015. – 128 с.
4. Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Шелехова Е.А., Павлинский А.В., Баранов Н.А., Кижнер Л.И. Применение метеорологического температурного профилемера MTP-5PЕ в аэропорту для определения пространственных зон возможного обледенения воздушного судна // Оптика атмосф. и океана. – 2015. – Т. 28, № 11. – С. 1029–1034.
5. Рыбалкина А.Л., Спирин А.С., Трусова Е.И. Уменьшение влияния неблагоприятных внешних  условий в аэропортах местного значения // Научный Вестник МГТУ ГА. – 2018. – Т. 21, № 3. – С. 101–114.
6. Богаткин О.Г. Авиационная метеорология. Учебник. – СПб.: Изд. РГГМУ, 2005. – 328 с.
7. Иванова А.Р. Обледенение двигателей самолетов в ледяных кристаллах: пути решения проблемы // Гидрометеорологические исследования и прогнозы. – 2018. – № 2. – C. 95–109.
8. Международный Авиационный комитет. Отчеты о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации [Электронный ресурс] https://mak-iac.org/ (дата обращения 2.10.2020).
9. Шакина Н.П., Скриптунова Е.Н., Иванова А.Р., Горлач И.А. О результатах испытания метода прогноза зон возможного обледенения воздушных судов // Информационный сборник №37: Результаты испытания новых и усовершенствованных технологий, моделей и методов гидрометеорологических прогнозов / под ред. Г.К. Веселовой. – М.: ИГ–СОЦИН, 2010. – 161 с
10. Зуев В.В., Нахтигалова Д.П., Шелехов А.П., Кижнер Л.И., Павлинский А.В., Шелехова Е.А., Баранов Н.А. Особенности обледенения воздушных судов в районе Международного аэропорта города Томска // Оптика атмосф. и океана. – 2016. – Т. 29, № 12. – C. 1080–1085.
11. Зуев В.В., Павлинский А.В., Мордус Д.П., Ильин Г.Н., Быков В.Ю., Нечепуренко О.Е. Результаты радиометрических измерений параметров атмосферы в районе аэропорта Пулково (Санкт-Петербург) // Труды ИПА РАН. – 2020. – Вып. 52. – С. 3–8.
12. Лучицкая И.О., Белая Н.И., Арбузов С.А. Климат Новосибирска и его изменения / под ред. Р.А. Ягудина. – Новосибирск: Издательство СО РАН, 2014. – 224 с.
13. Воробьев В.И. Синоптическая метеорология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1991. – 616 с.
14. Богаткин О.Г., Еникеева В.Д. Анализ и прогноз погоды для авиации. – СПб.: Гидрометеоиздат, 1992. – 272 с.
15. Иванова А.Р., Шакина Н.П. Перспективы развития наукастинга для метеорологического обеспечения авиации в рамках реализации глобального аэронавигационного плана (ГАНП) // Труды Гидрометцентра России. – 2016. – № 360. – С. 113–134
16. Баранов А.М. Облака и безопасность полётов. – Л.: Гидрометеоиздат, 1983. – 321 с.
References
1. Stepanenko V.D. Veroyatnost i intensivnost obledeneniya samoletov [Probability and intensity of aircraft icing]. St. Petersburg, GGO. 1994. 99 р. [in Russian].
2. Prihodko A.A., Alekseenko S.V. Obledenenie aerodinamicheskih poverhnostej: usloviya vozniknoveniya i metodika rascheta [Icing of aerodynamic surfaces: conditions of occurrence and method of calculation]. Aviacionno-kosmicheskaya tehnika i tehnologiya (Aviation and Space Engineering and Technology). 2012. Vol. 93. No. 6. P. 37–47. [in Russian].
3. Pozdnyakova V.A. Prakticheskaya aviacionnaya meteorologiya [Practical aviation meteorology]. Yekaterinburg, Uralskij UTC GA, 2015. 128 p. [in Russian].
4. Zuev V.V., Nakhtigalova D.P., Shelekhov A.P., Shelekhova E.A., Pavlinskiy A.V., Baranov N.A., Kizhner L.I. Primenenie meteorologicheskogo temperaturnogo profilemera MTP-5PE v aeroportu dlya opredeleniya prostranstvennyh zon vozmozhnogo obledeneniya vozdushnogo sudna. [Application of the meteorological temperature profiler MTP-5PE at the airport to determine the spatial zones of possible icing of the aircraft]. Optika atmosf. i okeana [Atmospheric and Oceanic Optics]. 2015. Vol. 28. No. 11. P. 1029–1034. [in Russian].
5. Rybalkina A.L., Spirin A.S., Trusova E.I. Umenshenie vliyaniya neblagopriyatnyh vneshnih  uslovij v aeroportah mestnogo znacheniya [Reducing the influence of unfavorable external conditions at local airports]. Nauchnyj Vestnik MGTU GA [Scientific Bulletin of MGTU GA]. 2018. Vol. 21. No. 3. P. 101–114. [in Russian].
6. Bogatkin O.G. Aviacionnaya meteorologiya. Uchebnik [Aviation meteorology. Textbook]. St. Petersburg, RGGMU, 2005. 328 p. [in Russian].
7. Ivanova A.R. Obledenenie dvigatelej samoletov v ledyanyh kristallah: puti resheniya problemy [Icing of aircraft engines in ice crystals: ways of solving the problem]. Gidrometeorologicheskie issledovaniya i prognozy [Hydrometeorological research and forecasts]. 2018. No. 2. P. 95–109. [in Russian].
8. [Electronic resource] The International Aviation Committee. Civil aviation safety reports. Available at: https://mak-iac.org/ (date of access 02.10.2020).
9. Shakina N.P., Skriptunova E.N., Ivanova A.R., Gorlach I.A. O rezultatah ispytaniya metoda prognoza zon vozmozhnogo obledeneniya vozdushnyh sudov [On the results of testing the method for forecasting areas of possible icing of aircraft]. Informacionnyj sbornik No. 37: Rezultaty ispytaniya novyh i usovershenstvovannyh tehnologij, modelej i metodov gidrometeorologicheskih prognozov [Information collection No. 37: Results of testing new and improved technologies, models and methods of hydrometeorological forecasts) / edited by G.K. Veselova]. Moscow, IG‒SOCIN, 2010. 161 p. [in Russian].
10. Zuev V.V., Nakhtigalova D.P., Shelekhov A.P., Kizhner L.I., Pavlinskiy A.V., Shelekhova E.A., Baranov N.A. Osobennosti obledeneniya vozdushnyh sudov v rajone Mezhdunarodnogo aeroporta goroda Tomska [Peculiarities of aircraft icing in the area of the Tomsk International Airport]. Optika atmosf. i okeana [Atmospheric and Oceanic Optics]. 2016. Vol. 29. No. 12. P. 1080‒1085. [in Russian].
11. Zuev V.V., Pavlinskiy A.V., Mordus D.P., Ilyin G.N., Bykov V.Yu., Nechepurenko O.E. Rezultaty radiometricheskih izmerenij parametrov atmosfery v rajone aeroporta Pulkovo (Sankt-Peterburg) [Results of radiometric measurements of atmospheric parameters in the area of Pulkovo airport (St. Petersburg)]. Trudy IPA RAN [Transactions of the IPA RAS]. 2020. No. 52. P. 3–8. [in Russian].
12. Luchickaya I.O., Belaya N.I., Arbuzov S.A. Klimat Novosibirska i ego izmeneniya [The climate of Novosibirsk and its changes] / edited by R.A. Yagudin. Novosibirsk, Izdatelstvo SO RAN, 2014. 224 p. [in Russian].
13. Vorobyev V.I. Sinopticheskaya meteorologiya [Synoptic meteorology]. Leningrad, Gidrometeoizdat. 1991. 616 p. [in Russian].
14. Bogatkin O.G., Enikeeva V.D. Analiz i prognoz pogody dlya aviacii [Aviation weather analysis and forecast]. St. Petersburg, Gidrometeoizdat. 1992. 272 p. [in Russian].
15. Ivanova A.R., Shakina N.P. Perspektivy razvitiya naukastinga dlya meteorologicheskogo obespecheniya aviacii v ramkah realizacii globalnogo aeronavigacionnogo plana (GANP) [Prospects for the development of naukasting for meteorological support of aviation in the framework of the implementation of the global air navigation plan (GANP)). Trudy Gidrometcentra Rossii [Proceedings of the Hydrometeorological Research Center of the Russian Federation]. 2016. No. 360. P. 113–134. [in Russian].
16. Baranov A.M. Oblaka i bezopasnost polyotov [Clouds and flight safety]. Leningrad, Gidrometeoizdat, 1983. 321 p. [in Russian].


Прикреплённые файлы:




<< Содержание номера
<< Архив

Дата последнего обновления: 10:45:00/02.05.21
   
     
       
 
ИАА "Информ-Экология"


   
     
 
       
 
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


   
     
 
       
 
Счётчик


   
     
 
© Designed&Powered by 77mo.ru. 2007. All rights Reserved.