Эконовости О компании Издания и
проекты
Авторам Реклама Подписка Контакты Архив Полезные
ссылки
       
 
№2, 2024: Раздел 2.Экология

<< Содержание номера
<< Архив


[RUS] / [ENG]
Раздел 2.Экология
А.А. Евсеева, А.Н. Ушакова. Разные виды учебной нагрузки как факторы влияния на зрительный аппарат студентов
https://www.doi.org/10.24412/1728-323X-2024-2-44-47
стр.44-47


УДК 504.75
Разные виды учебной нагрузки как факторы влияния на зрительный аппарат студентов

А.А. Евсеева, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected], Калуга, Россия
А.Н. Ушакова магистрантка 1 курса  Института естествознания, ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», [email protected], Калуга, Россия

Аннотация. Широкое применение информационных технологий в высших учебных учреждениях приводят к повышению психоэмоциональных нагрузок на студента, что сказывается на состоянии здоровья, снижении адаптации и устойчивости организма к различным факторам внешней среды, в том числе и учебной нагрузки. Участникам эксперимента были предложены тексты учебной литературы на бумажном и электронном носителях, содержащие опечатки. На основе результатов, полученных в ходе исследования, сделан вывод о том, что восприятие учебного материала с бумажного носителя информации в сравнении с применением современных электронных средств обучения имеет менее негативные последствия для функционального состояния зрительной системы учащихся высших учебных заведений. Анализ экспериментальных данных показывает изменения работоспособности в недельном цикле у студентов. Подтверждена закономерность в ухудшении учебных показателей, а также нарастании утомления зрительной системы и организма в целом среди обучающихся в течение недели. Динамика показателей в ходе проведения эксперимента обуславливает внедрение в процесс обучения профилактических комплексов упражнений для расслабления зрительного органа человека. Рекомендуется особое внимание уделять оформлению образовательных материалов, а именно струтурированию текста и использованию иллюстраций.
Ключевые слова: зрительный анализатор, учебная нагрузка, визуальная нагрузка, зрительное утомление, профилактика зрительного утомления.
Abstract. The widespread use of information technologies in higher educational institutions leads to an increase in psycho-emotional stress on the student, which affects the state of health, reduces adaptation and resistance of the body to various environmental factors, including academic load. The participants of the experiment were offered printed texts of educational literature and electronic media containing typos. Due to the results obtained during the study, it was concluded that the perception of educational material from paper media, in comparison with the use of modern electronic learning tools, has less negative consequences for the functional state of the visual system of students of higher educational institutions. The analysis of experimental data shows some changes in the performance in the weekly cycle of students. A pattern has been confirmed in the deterioration of educational indicators, as well as the increase in fatigue of the visual system and the body as a whole among students during the week.
Keywords: visual analyzer, educational load, visual load, visual fatigue, prevention of visual fatigue.

Библиографический список
1. Грачев А.С. Технология улучшения функционирования зрительного анализатора слабовидящих студентов средствами спортивных и подвижных игр: дисc. канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / А.С. Грачев; НИУ «БелГУ». –  Санкт-Петербург – 2013 – 241 с. [Электронный ресурс] // URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8932/1/Grachev_Tekhnologii_Diss_13.pdf  (дата обращения: 22.02.2023).
2. Толмачев Д.А., Кузьмина Л.К., Никифорова Г.С. Влияние учебной нагрузки на зрение студентов медицинских вузов // Синергия наук. – 2017. – № 11. − С. 689 − 693.
3. Проскурина О. В., Тарутта Е. П., Иомдина Е. Н., Страхов В. В., Бржеский В. В., Воронцова Т. Н. Классификация астенопии, предложенная Экспертным советом по аккомодации и рефракции // Современная оптометрия. – 2017. – №5(105). – С. 2–7. Available at: https://scirate.1spbgmu.ru/SciRateSMUWeb/pg/papanian/3.pdf (дата обращения: 19.04.2023).
4. Шеметова Е.Г., Мальгин Е.Л. Динамика работоспособности студентов вуза процессе обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2017. №2(68): в 2–х ч. . – Ч.1 с. 215 – 218 [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-rabotosposobnosti-studentov-vuza-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения: 20.04.2023).
5. Морозова Л.В., Новикова Ю.В. Особенности чтения текста с бумажных и электронных носителей. – Arctic environment research. – 2013. – №1. – с. 82 – 86 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-chteniya-teksta-s-bumazhnyh-i-elektronnyh-nositeley/viewer (дата обращения: 17.04.2023).
6. Матюхина В.С., Лобынцева Е.С., Севрюкова Г.А. Особенности формирования утомления в условиях недельной нагрузки у лиц молодого возраста // Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – Том 2, №3. – 6–8.
7. Валгина, Н.С. Теория текста [Текст]. Москва, Логос. 2003. – 173 с.
8. Вашунина И.В. Иллюстрирование как средство визуализации текстовой информации // Вестник Вятского государственного университета. – 2008. – с. 47-50. [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustrirovanie-kak-sredstvo-vizualizatsii-tekstovoy-informatsii/viewer (дата обращения: 15.04.2023)
9. МЗ РФ «Руководство по профилактике болезней глаза и его придаточного аппарата у обучающихся в образовательных организациях» – 2021. – утв: Президиумом Всероссийского общества развития школьной и университетской медицины и здоровья (РОШУМЗ) протоколом № 30 // [Электронный ресурс] URL : http://roshumz.com/docs/PR_Zren.pdf (дата обращения: 7.11.2022)
10. Марчук С.А. Профилактика нарушений и коррекция зрительных функций у студенческой молодежи [Текст]: Учеб. поcобие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. – 61 с.

Different types of academic load as impact factors on the visual apparatus of students
A.A. Evseeva, Ph.D. (Biology), Associate Professor of the Department of Biology and Ecology, Tsiolkovsky Kaluga State University, [email protected], Kaluga, Russia.
A.N. Ushakova, 2nd year student, Institute of Natural Sciences, Tsiolkovsky Kaluga State University, [email protected], Kaluga, Russia


References
1. Grachev A.S. Tehnologiya uluchsheniya funkcionirovaniya zritelnogo analizatora slabovidyashih studentov sredstvami sportivnyh i podvizhnyh igr [Technology for improving the functioning of the visual analyzer of visually impaired students by means of sports and outdoor games]: Ph.D. thesis for Pedagogy: spec. 13.00.04 / A.S. Grachev; NRU "BelSU". St. Petersburg. 2013. 241 p. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8932/1/Grachev_Tekhnologii_Diss_13.pdf (accessed: 02.22.2023). [in Russian].
2. Tolmachev D.A., Kuzmina L.K., Nikiforova G.S. Vliyanie uchebnoj nagruzki na zrenie studentov medicinskih vuzov [The influence of the educational load on the vision of medical university students]. Sinergiya nauk. [Synergy of sciences] 2017. No. 11. P. 689−693. [in Russian].
3. Proskurina O. V., Tarutta E. P., Iomdina E. N., Strakhov V. V., Brzhesky V. V., Vorontsova T. N. Klassifikaciya astenopii, predlozhennaya Ekspertnym sovetom po akkomodacii i refrakcii [Classification of asthenopia proposed by the Expert Council on Accommodation and Refraction]. Sovremennaya optometriya. [Modern optometry] 2017. No. 105. P. 2-7. Available at: https://scirate .1spbgmu.ru/SciRateSMUWeb/pg/papanian/3.pdf (accessed: 04/19/2023). [in Russian].
4. Shemetova E.G., Malgin E.L. Dinamika rabotosposobnosti studentov vuza processe obucheniya [Dynamics of working capacity of university students in the learning process]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota. 2017. No. 2 (68): in 2 parts. Part 1. P. 215-218. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-rabotosposobnosti-studentov-vuza-v-protsesse-obucheniya/viewer (accessed: 04/20/2023). [in Russian].
5. Morozova L.V., Novikova Yu.V. Osobennosti chteniya teksta s bumazhnyh i elektronnyh nositelej [Features of reading text from paper and electronic media]. Arctic environment research. 2013. No. 1. P. 82-86 Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-chteniya-teksta-s-bumazhnyh-i-elektronnyh-nositeley/viewer (accessed: 04/17/2023). [in Russian].
6. Matyukhina V.S., Lobyntseva E.S., Sevryukova G.A. Osobennosti formirovaniya utomleniya v usloviyah nedelnoj nagruzki u lic molodogo vozrasta [Features of fatigue formation in conditions of weekly load in young people]. Novaya nauka: ot idei k rezultatu. [New Science: from idea to result] 2017. Vol. 2. No. 3. P. 6-8. [in Russian].
7. Valgina, N.S. Teoriya teksta [Text theory]. Moscow, Logos. 2003. 173 p. [in Russian].
8. Vashunina I.V. Illustrating as a means of visualizing textual information. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. [Bulletin of Vyatka State University] 2008. pp. 47-50. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/illyustrirovanie-kak-sredstvo-vizualizatsii-tekstovoy-informatsii/viewer (accessed: 04/15/2023). [in Russian].
9. «Rukovodstvo po profilaktike boleznej glaza i ego pridatochnogo apparata u obuchayushihsya v obrazovatelnyh organizaciyah» – 2021. – utv: Prezidiumom Vserossijskogo obshestva razvitiya shkolnoj i universitetskoj mediciny i zdorovya (ROShUMZ) protokolom № 30 [The Ministry of Health of the Russian Federation "Guidelines for the prevention of diseases of the eye and its accessory apparatus in students in educational organizations" 2021. Approved by the Presidium of the All-Russian Society for the Development of School and University Medicine and Health (ROSHUMZ) Protocol No. 30] Available at: http://roshumz.com/docs/PR_Zren.pdf (date of application: 7.11.2022). [in Russian].
10. Profilaktika narushenij i korrekciya zritelnyh funkcij u studencheskoj molodezhi. [Prevention of disorders and correction of visual functions in students: Manual]. Yekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta. 2004. 61 p. [in Russian].


Прикреплённые файлы:




<< Содержание номера
<< Архив

Дата последнего обновления: 18:13:06/16.07.24
   
     
       
 
ИАА "Информ-Экология"


   
     
 
       
 
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


   
     
 
       
 
Счётчик


   
     
 
© Designed&Powered by 77mo.ru. 2007. All rights Reserved.