Эконовости О компании Издания и
проекты
Авторам Реклама Подписка Контакты Архив Полезные
ссылки
       
 
№ 4, 2006 г.: Раздел 1. Экологические программы и проекты

<< Содержание номера
<< Архив


[RUS] / [ENG]
Раздел 1. Экологические программы и проекты
Г.П. Крючков. Балтийский поток: Северо-Европейский газопровод  и фактор экологической безопасности

Балтийский поток:
Северо-Европейский газопровод и фактор экологической безопасности

Г.П.Крючков
Эксперт комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и местного самоуправления

В течение последнего времени мировая и российская общественность ведет активное обсуждение проекта сооружения Северо-Европейского газопровода (СЕГ). Особенно острые формы дискуссия стала принимать, когда между его партнерами было заключено соответствующее соглашение, и проект перешел в стадию практической реализации. Высказывались полярные точки зрения. Однако здесь стоит отметить: разработчики проекта, четко осознавая свою ответственность, сами выделяют вопрос экологической безопасности в разряд приоритетных.
Европейский Союз давно озабочен экологической безопасностью Балтийского моря, на дне которого со времен Второй мировой войны находятся десятки тысяч тонн химического оружия. Эхо войны зазвучало еще громче, когда в Старом свете наконец-то по достоинству оценили все выгоды и перспективы Северо-Европейского газопровода, имеющего исключительно важное значение для обеспечения энергетической безопасности стран Западной Европы. В декабре 2005 г. решением Европейской Комиссии проекту СЕГ присвоен статус «TEN» – Трансевропейские сети.
Трасса СЕГ проложена через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая в Финском заливе, возле Выборга, до побережья Германии – бухта Грайфсвальд. Протяженность морского участка составляет около 1200 километров. Точкой отсчета определена береговая компрессорная станция, которая будет сооружена в бухте Портовая. При этом «нитка» СЕГ проходит в территориальных водах России и Германии, а также пересекает исключительные экономические зоны России, Финляндии, Швеции, Дании и Германии. На пути СЕГ отсутствуют транзитные государства, что способствует существенному снижению экологических, политических и иных рисков.
Та часть трубы, которая проходит по сухопутному участку российской территории, не вызвала столь многочисленных опасений и, пройдя экологическую экспертизу, получила «добро» на уровне региональных администраций. Материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) были рассмотрены общественностью Вологодской и Ленинградской областей. Германский участок будет подвергаться соответствующей экспертизе по законам ФРГ.
Согласно намеченным обеими сторонами планам, инженерно-геологические изыскания и подготовка трассы пройдут в 2006-2007 гг. Первый стык СЕГ сварен 9 декабря 2005 г. в городе Бабаево Вологодской области. Собственно строительство морской трассы начнется в 2008 г. Ввод в эксплуатацию первой нитки пропускной способностью 30 млрд. кубометров газа ежегодно намечен на июль 2010 г. с выходом на проектную мощность в 2013 г. Предусмотрено сооружение второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ в два раза – до 55 млрд. кубометров году (к 2013 г). Расчетная стоимость работ составит 4 млрд. евро. Планируется, что в дальнейшем маршрут пройдет через территорию ФРГ и Нидерландов до Бэктона (Великобритания). Общая протяженность Северо-Европейского» голубого потока» составит 3 тысячи километров.
Как неоднократно заявляли эксперты, занимающиеся вопросами прокладки СЕГ, до начала морской прокладки «голубого потока» необходимо расчистить дно Балтики, чтобы не навредить экологии региона. Впервые об этой острой проблеме заговорили в 2005 г, сразу после того, как президент Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер подписали историческое соглашение о создании СЕГ, которое, по словам тогдашнего канцлера, «имеет историческое значение для Германии, получающей надежное энергоснабжение на десятилетия вперед».
К концу 2004 г. был выполнен комплекс морских изысканий в Балтийском море, разработано технико-экономическое обоснование проекта морского участка, которое подтвердило техническую возможность и экономическую эффективность строительства газопровода. Затем последовали инженерные и экологические исследования, показавшие, что экологических рисков при строительстве и эксплуатации газопровода не будет. Позднее было принято решение о том, что дно Балтики будет расчищаться по мере прокладки СЕГ. Об этом, в частности, заявил 22 февраля 2006 г. губернатор Калининградской области Георгий Боос на встрече с главой внешнеполитического ведомства Швеции Лайлой Фрейвальдс. По словам губернатора, «прежде чем приступать к реализации проекта строительства газопровода… была проведена экологическая экспертиза, которая признала проект безопасным для окружающей среды». Особо следует отметить, что в рамках ТЭО все вопросы по выбору трассы решались при взаимодействии с природоохранными организациями каждой из стран, чьи интересы затрагивает реализация проекта.
Весной 2006 г. стартовала программа финансирования экспедиции российского научно-исследовательского судна «Шельф». Цель данного проекта – изучение послевоенных захоронений химического оружия на Балтике. Такая экспедиция должна была состояться еще осенью 2005 г., одна из-за недостаточного финансирования программа была приостановлена. Теперь к ней подключился Европейский Союз и уже в июне, как предполагается, «Шельф» с иностранными учеными на борту выйдет в море. Проект рассчитан на три года. В нем участвуют специалисты из Германии, Бельгии, Финляндии, Дании, России и Латвии.
Первый маршрут пройдет по Борнхольмской котловине – это территориальные воды Дании, самый крупный район сброса химического оружия. В дальнейшем «Шельф» направится для проведения мониторинга экологической обстановки Готландской котловины в территориальных водах Латвии, а также в пролив Скагеррак вблизи от берегов Швеции. Всего в Балтийском и Северном морях было затоплено порядка 300 с лишним тысяч тонн химического оружия, в котором находилось 55 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (иприт, фосген, зарин и другие смертельно опасные яды) фашистской Германии. Также вплоть до 70-х годов прошлого века на Балтике затапливалось устаревшее химическое оружие практически всех стран побережья. По мнению критиков проекта СЕГ, коррозия оболочек достигла такой степени, что прокладка газопровода якобы может инициировать залповое (!!!) попадание боевых отравляющих веществ в воду и стать причиной экологической катастрофы…
Так что неудивительно, что этот действительно беспрецедентный по своим параметрам и задачам проект, очень нужный и важный, затрагивающий интересы всех стран Балтийского региона, вызвал бурную дискуссию в средствах массовой информации и весьма острую, если не сказать болезненную реакцию некоторых политических и общественных кругов (преимущественно из Восточной Европы). Больше всего высказывалась обеспокоенность возможным негативным воздействием СЕГ на морскую среду. Однако же представляется, что истинные причины подобной «озабоченности» чаще всего находятся вне пределов экологического поля и носят конъюнктурный характер.
Кстати, аналогичная ситуация имела место совсем недавно в связи со строительством компанией «Лукойл» нефтяной платформы Д-6 на шельфе Балтийского моря. Этот проект также подвергался резкой критике со стороны ряда экологов. На самом деле, истерия по поводу «экологической опасности» являлась нечем иным, как скрытым инструментом лоббирования вполне конкретных экономических и политических интересов. Как показало время, существующие инженерные решения вполне позволяют выполнять в открытом море проекты любой технологической сложности без ущерба для окружающей среды. Двусторонняя смешанная российско-литовская комиссия сняла напряженность по Д-6. В итоге действия «Лукойла» были признаны соответствующими международным стандартам.
Балтийское море является одной из весьма чувствительных, хрупких и закрытых экологических систем. По имеющимся данным, детальных исследований по глубинным опасностям техногенного происхождения (ОТП) боевых действий на Балтике времен Второй мировой войны никто не проводил. При этом, по заявлению известного эколога Алексея Яблокова, точных карт месторасположения таких захоронений не существует. Так что теоретически возможные риски контактов с элементами затопленного химического оружия и взрывоопасными предметами в ходе предстоящих инженерных изысканий все-таки существуют. Особенно это касается участка трассы газопровода, проходящего в районе острова Борнхольм.
«Следует подчеркнуть, что трасса СЕГ выбрана в результате тщательного анализа и путем последовательной оптимизации по экологическим параметрам, – сообщает руководитель Международного центра чистых производств и координатор ЮНИДО на Северо-Западе России Александр Старцев, являющийся помощником председателя комитета Государственной думы РФ по экологии. – Трассой СЕГ не затрагиваются критические районы. В частности, охраняемые орнитологические участки и места затопления химического оружия. Обязательные исследовательские работы по трассе включают в себя океанографические изыскания, обследования и водной среды, донных отложений, биологически и другие исследования. Так в ходе инженерно-геологических изысканий по трассе СЕГ (требуемый технологический этап) будет взято около 1000 проб грунта и воды из придонного слоя, проведен их тщательный лабораторный анализ. В результате выполнения этой работы будет получен уникальный научный материал, который может быть использован для дальнейших исследований состояния морской среды Балтики. (Объективности ради, следует согласиться, что навряд ли какая-нибудь из стран Балтии готова в 2006-2007 годах снарядить специальную экспедицию и выполнить исследовательские работы с отбором и анализом проб в объеме, планируемом для подготовки трассы СЕГ.) И в этом уже просматривается значительная польза проекта для изучения состояния морской среды».
Принципиально важна четкая и недвусмысленная позиция самих организаторов СЕГ по вопросу обеспечения экологической безопасности, неоднократно озвученная на разных уровнях и в прессе, – она полностью согласуется с резолюцией Балтийской ассамблеи, принятой в ноябре 2005 г. на заседании в Таллинне. Из нее следует, что при прокладке газопровода и его дальнейшей эксплуатации необходимо исключить любую опасность, которую представляет затопленное оружие. Далее. Реализация проекта не должна никоим образом нарушить морские экосистемы и повредить животному и растительному миру Балтики. Это базовые, основополагающие критерии.
Для выполнения широкого комплекса задач разрабатывается система экологического мониторинга и контроля. Она позволит, во-первых, эффективно отслеживать динамику, насколько сооружение СЕГ будет воздействовать на морскую среду, а во-вторых, следить за соответствием стройки требованиям национальных законодательств, международного права и существующих экологических стандартов.
Концептуальный проект морского участка СЕГ разработан в рамках обоснования инвестиций и в полном соответствии со стандартами классификационного общества Det Norske Veritas. В объем работ входили скрипинговые исследования и скоупинг (первые два обязательных этапа международной оценки воздействия на окружающую среду), которые предшествовали инженерно-экологическим изысканиям и подготовке отчета по формату ОВОС (EIA Report). Предварительное исследование коридора трассы на предмет захоронения на его пути опасных веществ было завершено к началу 2005 г.
Детальное изучение экологических аспектов проекта СЕГ включает оценку его предполагаемого воздействия на окружающую среду. Этапы уже начатой ОВОС должны отвечать, и это особо оговаривается участниками СЕГ, жестким и вполне обоснованным требованиям Европейского Союза. Сама же процедура ОВОС будет включать консультации и согласования с уполномоченными государственными органами в тех странах, которые в той или иной степени затрагиваются начатым проектом. Собственно отчет по ОВОС будет выполнен к концу 2006 г. Затем в 2007 г. его обсудят с официальными представителями и общественностью стран Балтийского региона, следуя, как указывается, международным процедурам выполнения ОВОС.
Особо оговаривается, что на всех без исключения стадиях осуществления проекта его авторами и разработчиками предусмотрены особые меры предосторожности. Они обеспечат выполнение международных требований промышленной, экологической и химической безопасности. Опираясь на рекомендации профильных агентств ООН, опять же учитывая уникальность этого грандиозного проекта, будет разработан отдельный Регламент выполнения работ по подготовке подводной трассы (NEPMAR). Кроме того, появится международный координационный центр, имеющий целью создание механизма привлечения в проект международных и национальных экспертов из стран Балтии.
Как уже говорилось выше, проект СЕГ уникален во всех отношениях. Одна из его составляющих – эколого-правовая. По этому поводу А.А. Старцев справедливо замечает: «Единой международной нормативно-правовой базы для подготовки морского участка трассы СЕГ нет. В каждой из стран-участниц проекта действуют свои нормы и правила при обнаружении в воде опасных объектов и их нейтрализации. До начала работы по СЕГ не было нужды эти нормы и правила увязывать между странами Балтики. Действующие же сегодня международные стандарты ООН по устранению ОТП, которые можно соотнести с проектом СЕГ, регламентируют работы только на суше. Существующие стандарты ООН никак не определяют, например, порядок обращения с химическим оружием в море и всегда носят рекомендательный характер. Напрямую эти рекомендации к Балтийскому морю неприменимы».
Хотят ли противники «путинской России» или нет, но, объективно, роль нашей страны на мировом рынке поставок энергоресурсов возрастает. Несмотря на гневные филиппики и критические стрелы, газ Старому свету все-таки необходим, а поэтому строительство Северо-Европейского газопровода является мощным геополитическим фактором. И от того, насколько своевременно, качественно и безопасно для окружающей среды он будет реализован, будет зависеть политическая и деловая репутация организаторов проекта.
Что же касается проблемы захоронения отравляющих веществ на дне Балтийского моря, то это проблема намного шире последствий прокладки Северо-Европейского газопровода и решать ее должны все без исключения страны побережья, а не только один «Газпром».



<< Содержание номера
<< Архив

Дата последнего обновления: 18:58:40/24.02.24
   
     
       
 
ИАА "Информ-Экология"


   
     
 
       
 
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


   
     
 
       
 
Счётчик


   
     
 
© Designed&Powered by 77mo.ru. 2007. All rights Reserved.