Эконовости О компании Издания и
проекты
Авторам Реклама Подписка Контакты Архив Полезные
ссылки
       
 
№6, 2007: Управление природопользованием

<< Содержание номера
<< Архив


[RUS] / [ENG]
Управление природопользованием
А.Н. Петин, Е.Б. Яницкий. Экологический менеджмент и опыт внедрения экологических стандартов в Белгородской области
Рассмотрено современное состояние системы экологического менеджмента и налогообложения в России, приводится опыт внедрения систем экологиче-ского менеджмента крупными предприятиями Белгородской области.

В соответствие с конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять при-роду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности на-родов РФ. В условиях экономики, основанной на горнодобывающей про-мышленности, все труднее выполнять эти положения Конституции. Сегодня очевидно, что с ростом спроса на мировом рынке на полезные ископаемые, Россия, естественно, будет увеличивать их добычу. К сожалению, обеспечив экономический рост за счет минеральных ресурсов, Россия, впрочем, как и любые другие добывающие страны, столкнулась с неизменными спутниками такой экономики: истощение ресурсов и ухудшение состояния окружающей среды. Поэтому, при нецелесообразности с точки зрения экономики остано-вить процесс увеличивающегося негативного воздействия на экогеосистемы, необходимо минимизировать его последствия, т.е. уменьшить до уровня, до-пустимого для безопасного существования природных ландшафтов и прожи-вающих на этих территориях людей. Можно сколь угодно много говорить о негативном воздействии на окружающую среду, однако кардинальные изме-нения возможны только при принятии адекватных управленческих решений со стороны руководства предприятий, т.е. разработки новой стратегии эколо-гического менеджмента. В соответствии со Статьей 1 Федерального закона об охране окружающей среды [1] под негативным воздействием на окру-жающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окру-жающей среды.
Сегодня экологическая политика государства основана на взыскании платы за загрязнение окружающей среды и недропользования. Поэтому стра-тегия экологического менеджмента предприятий в основном основана на убеждении, что легче заплатить за загрязнение, чем внедрять более эколо-гичные и менее затратные способы добычи и переработки ресурсов, то есть сложился стереотип отношения к экологии, как к лишним затратам.
Система экологических налогов, сборов, платежей России, являющаяся одним из эффективных инструментов экономического механизма, включает:
1.Налоги, сборы, платежи за пользование природными ресурсами: налог на добычу полезных ископаемых (Глава 26 НК РФ [2]); система налого-обложения при выполнении соглашений о разделе продукции (Глава 26.4 НК РФ [2]); разовые платежи за пользование недрами при наступле-нии событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользо-вание недрами; плата за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий (ст. 39 Закона РФ «О недрах» [3]); платежи за пользование лесным фондом (ст. 94 Лес-ного Кодекса РФ [4]); сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, водный налог (Глава 25.2 НК РФ «Водный налог» [2]); земельный налог (Глава 31 НК РФ «Земельный на-лог» [2]) и др.;
2.Плата за загрязнение окружающей среды (сбросы, выбросы загрязняю-щих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия).
Основными задачами системы экологического менеджмента являются оценка и прогноз воздействия на окружающую среду, состояние и использо-вание природных ресурсов, и самое главное, принятие экологически ориен-тированных управленческих решений.
Внедрение технологий и принципов экологического менеджмента дело дорогостоящее, поэтому необходимо внедрение экологизированной налого-вой политики, которая включает льготное налогообложение, освобождение от уплаты налогов, налогообложение опасной продукции. Мировой опыт [5] показывает, что методов и механизмов охраны окружающей среды достаточ-но (табл.), кроме того, экологические налоги, платежи и сборы являются ос-новными источниками финансового обеспечения  перехода к устойчивому развитию, создания систем экологического управления, решения природо-охранных проблем, реализация своих прав на ресурсы.
Таблица
Основные методы и механизмы охраны окружающей среды, приме-няемые в зарубежных странах
Страны Платежи за за-грязнение Платежи за сбор и переработку загрязняющих веществ Экологические налоги в ценах на продукцию административные меры (лицензии) Дифференциация налога на прибыль Субсидии (гранты, «мягкие» налоги) Рыночные инструменты
атм. воздуха воды отходами шумом торговля правами интервенция на рынках сырья экологическое страхование
Канада + +
Фин-ляндия + + + + +
Франция + + + + + + + +
Герма-ния + + + + + + +
Италия + + + + +
Япония + + + + + +
Швеция + + + + + +
Велико-брита-ния + + + + +
США + + + + + + + +

Для эффективной организации системы экологического менеджмента необходимо иметь реальную картину антропогенного воздействия на компо-ненты ландшафта, а также население прилегающих территорий, т.е. необхо-димо вести экологический мониторинг. Экологический мониторинг – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе вариантов управленче-ских решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления со-стоянием окружающей среды и экологической безопасности. Экологический мониторинг должен решать следующие задачи [6]:
•организацию единой системы сбора и обработки данных наблюдений;
•информационное обеспечение органов власти и управления ком-плексной информацией о состоянии окружающей среды и про-блемах охраны природы;
•оценку и прогноз состояния объектов окружающей природной среды;
•оценку рисков от загрязнения окружающей природной среды и разработка нормативов.
Выполняться указанные задачи должны на единой программной основе с применением современных компьютерных систем. 
Белгородская область является промышленно-аграрной территорией, длительное время испытывающей интенсивное негативное воздействие. По-этому, разработка системы экологического управления, в условиях увеличи-вающегося воздействия, является актуальной задачей.
Основные техногенные изменения на территории области обусловле-ны, в первую очередь, добычей и дальнейшей переработкой полезных иско-паемых. В результате изменяются естественные ландшафты, условия форми-рования подземного и поверхностного стока, происходит интенсивное за-грязнение почв, атмосферы, подземных и поверхностных вод. Это коренным образом изменяет складывавшуюся до этого десятилетиями или даже веками экологическую обстановку в густонаселенных районах.
Однако, несмотря на негативное воздействие на окружающую среду, все большее число белгородских предприятий, в том числе горнорудных, подтверждая свое желание в борьбе за благоприятную окружающую среду, внедряет системы экологического менеджмента (в частности ИСО серии 14000). Одним из таких примеров добровольного внедрения системы эколо-гического менеджмента является ОАО «Лебединский ГОК». Лебединский горно-обогатительный комбинат – первый из горнорудных предприятий Рос-сии – получил два сертификата Национальной сертификационной палаты – на соответствие российскому и международному стандартам ИСО-14001.
Сертификация подтверждает, что на предприятии была успешно вне-дрена система управления окружающей средой и гарантирует, что выпускае-мая комбинатом продукция экологически безопасна и соответствует как рос-сийским, так и международным стандартам.
На природоохранную деятельность ежегодно направляется существен-ная часть доходов предприятия. Это затраты на рекультивацию нарушенных территорий, орошение забоев, складов и автомобильных дорог, на реконст-рукцию и наладку пылегазовых систем, на научные и проектные работы и на реализацию других природоохранных мероприятий.
Утвержденная в июне 2005 г. экологическая политика определила на-правление природоохранной деятельности предприятия. Все ее положения полностью соответствуют стратегии государства в области промышленной и экологической безопасности и рационального использования природных ре-сурсов.
Другим предприятием по «статусу» сопоставимым с Лебединским ГО-Ком, внедрившим систему экологического менеджмента является Осколь-ский электрометаллургический комбинат. ОЭМК являясь ответственным природопользователем, на практике реализует принципы и направления эко-логической политики. В 2003 году ОЭМК получил сертификат соответствия требованиям международного экологического стандарта ISO-14001/2004.
По результатам оценки «Экологической ответственности крупнейших промышленных предприятий», проведенной в январе-марте 2005 г. незави-симым рейтинговым агентством «НЭСПИ», комбинат признан бесспорным лидером.
В 2006 г. комбинат успешно прошёл ресертификационный аудит сис-темы экологического менеджмента, по результатам которого действие эколо-гического сертификата продлено еще на три года.
Для оценки влияния деятельности ОЭМК на окружающую среду на ОЭМК проводится систематический мониторинг за выбросами в атмосферу, сбросами в водоемы и складированием отходов производства. Проводимые на ОЭМК природоохранные мероприятия позволили снизить отрицательное воздействие на окружающую среду. В 2006 г. выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников составили 71,5% от ПДВ.
Экологический менеджмент – это пионерное направление в менедж-менте. Предполагается, что создание системы экологического менеджмента дает организации инструмент, с помощью которого она сможет более эффек-тивно и результативно управлять всей совокупностью своих источников и факторов воздействия на окружающую среду, а также приводить свою дея-тельность в соответствие с разнообразными экологическими требованиями [7].



<< Содержание номера
<< Архив

Дата последнего обновления: 12:29:36/20.11.21
   
     
       
 
ИАА "Информ-Экология"


   
     
 
       
 
Министерство природных ресурсов Российской Федерации


   
     
 
       
 
Счётчик


   
     
 
© Designed&Powered by 77mo.ru. 2007. All rights Reserved.